Задания для оценки грамотности чтения

Навык чтения — это важный для жизни в социуме навык, необходимый для полноценного общения и способствующий развитию личности. Чтение также необходимо для увеличения потенциала, расширения кругозора, особенно в школьных ситуациях. Исследования показывают, что многие взрослые продолжают учиться всю жизнь, причем чтение играет в этом важную роль.

Тесты по грамотности чтения предназначены для проверки аналитических способностей. Цель таких заданий прочитать текст и извлечь из него основной смысл. В качестве источников текстов для заданий ЕНТ, используют национальные и региональные газеты, отраслевые и общественно-политические журналы, журналы для детей, школьников и подростков, книги, письма, инструкции к употреблению, брошюры и много другое.

Для проверки грамотности чтения создан комплекс упражнений, которые дадут возможность ознакомиться с приблизительными вопросами ЕНТ 2017 года в новом формате. Примерные тестовые задания помогут учащимся 11 класса подготовиться к единому национальному тестированию по оценке грамотности чтения.

Тестирование закончено С выбором одного правильного ответа из пяти предложенных С выбором нескольких правильных ответов из множества предложенных
Ознакомьтесь с содержимым текста и выполните задание ниже.

Милосердие

Наши обильные разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. А нравственность состоит из конкретных вещей: из определенных чувств, свойств, понятий.

Одно из таких чувств – чувство милосердия. Термин для большинства старомодный, непопулярный сегодня… Нечто свойственное лишь прежним временам. «Сестра милосердия», «брат милосердия» – даже словарь дает их как «устар.», то есть устаревшие понятия.

Слова стареют неслучайно. Милосердие. Что оно – не модно? Не нужно?

Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. Древнее это чувство свойственно всему животному сообществу: милость к поверженным и пострадавшим. Как же так получилось, что чувство это в нас убыло, заглохло, оказалось запущенным?

Милосердие убывало неслучайно. Во времена раскулачивания, в тяжкие годы массовых репрессий людям не позволяли оказывать помощь близким, соседям, семьям пострадавших. Не давали приютить детей арестованных, сосланных. Людей заставляли высказывать одобрение суровым приговорам. Даже сочувствие невинно арестованным запрещалось. Чувства, подобные милосердию, расценивались как подозрительные, а то и преступные: оно аполитичное, не классовое. В эпоху борьбы мешает…. Оно стало неположенным в искусстве. Милосердие действительно могло мешать беззаконию, жестокости, оно мешало сажать, оговаривать, нарушать законность, избивать, уничтожать. В 30-40-е годы это понятие исчезло из нашего лексикона. Исчезло оно и из обихода, «милость падшим» оказывали таясь и рискуя.

В «Памятнике», где так выношено каждое слово, Пушкин итожит заслуги своей поэзии классической формулой:

И долго тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Как бы ни трактовать последнюю строку, в любом случае она есть прямой призыв к милосердию. Стоило бы проследить, как в поэзии и в прозе своей Пушкин настойчиво проводит эту тему. От «Пира Петра Первого», от «Капитанской дочки», «Выстрела» – милость к падшим становится для русской литературы нравственным требованием. В течение 19 века русские писатели призывают видеть в таком забитом, ничтожнейшем чиновнике четырнадцатого класса, как станционный смотритель, человека с душой благородной, достойной любви и уважения. Пушкинский завет милости к падшим пронизывает творчество Гоголя и Тургенева, Некрасова и Достоевского, Толстого и Короленко, Чехова и Лескова. Это не только прямой призыв к милосердию вроде «Муму», но и обращение писателей к героям, «униженным и оскорбленным», сирым, убогим, бесконечно одиноким, несчастным, к падшим, как Сонечка Мармеладова, как Катюша Маслова.… Живое чувство сострадания, вины покаяния в творчестве больших и малых писателей России росло и ширилось, завоевав этим народное признание.

Социальные преобразования нового строя, казалось, создадут всеобщее царство равенства, свободы и братства счастливых рядовых людей. Но литературе пришлось жить среди закрытых, запечатанных дверей, запретных тем, сейфов.

Важнейшие этапы истории нашей страны стали неприкасаемые. Нельзя было рассказывать о многих трагедиях, именах, событиях. Мало этого, социальная несправедливость, то, что люди порой терпели от власть имущих – обиды, лишения, хамство, – изображение этого тщательно процеживалось ограничивалось.

«Милость к падшим» призывать – воспитание этого чувства, возвращение к нему, призыв к нему – необходимость настоятельная, трудно оценимая. И литература наша, тем более сегодня, не может отказаться от пушкинского завета. К теме милосердия надо призывать и призывать, чтобы растревожить совесть, чтобы лечить глухоту души, чтобы человек перестал проживать отпущенную ему жизнь, ничего не отдавая взамен и ничем не жертвуя.

Микротема предложения: «Мало этого, социальная несправедливость, то, что люди порой терпели от власть имущих обиды, лишения, хамство, изображение этого тщательно процеживалось, ограничивалось».

Решение.
Вы ответили на 113 вопросов из 129
Пропустить

Мои ответы

113
112
111
110
109
108
107
106
105
104
103
102
101
100
99
98
97
96
95
94
93
92
91
90
89
88
87
86
85
84
83
82
81
80
79
78
77
76
75
74
73
72
71
70
69
68
67
66
65
64
63
62
61
60
59
58
57
56
55
54
53
52
51
50
49
48
47
46
45
44
43
42
41
40
39
38
37
36
35
34
33
32
31
30
29
28
27
26
25
24
23
22
21
20
19
18
17
16
15
14
13
12
11
10
9
8
7
6
5
4
3
2
1